top of page

Смотри и учись: мужской VS женский взгляд



Наша рубрика «Смотри и учись» стремительно набирает обороты и вовлекает все больше и больше наших любимых преподавателей и сотрудников университета. Признаемся честно, после таких советов мы и сами заглянули в книжные магазинчики города в поисках того самого — полезно-интересного и для души.


Новый выпуск и новый формат! В преддверии праздников (23 Февраля и 8 Марта) мы решили «разбить» наших респондентов на два лагеря — мужской и женский. Определяйся, на чьей стороне ты!



Женский взгляд


Светлана Михайловна Алексеенко, заместитель декана по воспитательной работе юридического факультета:


Книги. Безусловно, советую Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении заключена жизненная философия. В нем очень много крылатых выражений. Это действительно настольная книга, хоть и каждый называет ее таковой. Но для каждого она разная! Я к ней очень долго шла. Присматривалась... А позднее буквально за пару дней прочитала залпом. Причем я всем советую перечитать роман, поскольку все мы знакомились с ним еще в рамках школьной программы. Быть может, стоит прочесть какие-то отдельные моменты, и уже совсем по-другому воспримешь это произведение.


Книга, которая научила меня разбираться в литературе, — это роман Ивана Ефремова «Таис Афинская». С учетом того, что я преподаю римское право (оно, конечно, все равно много чего почерпнуло из греческой культуры), то, на мой взгляд, это очень интересное творение.


Фильмы. Люблю фильмы «Жизнь прекрасна», «1+1», «Пролетая над гнездом кукушки». Дело в том, что каждому фильму свое время. Совсем недавно пересмотрела «Сибирского цирюльника», которого я впервые увидела, когда училась в выпускном классе. И вот сейчас. Это два абсолютно разных фильма! Но в то же время ты понимаешь, что это качественное кино, за которое не стыдно. Для меня еще важным является то, что фильм можно показать детям. Когда они свободно его воспринимают и понимают основные моменты. А недавно смотрела с детьми «Большую прогулку» с Луи де Фюнесом, как она классно снята! То же самое можно сказать о «Фантомасе». Они в шоке были. Им это интересно. Они понимают юмор, над которым смеялись наши бабушки/дедушки.


Обожаю старые добрые фильмы, которые душу греют. Это и комедии Гайдая, и «Девчата». Люблю фильм «Приходи на меня посмотреть» Олега Янковского. Кстати, экранизацию «Мастера и Маргариты» с Анной Ковальчук я тоже смотрела. Олег Басилашвили в роли Воланда просто шикарен. Что говорить — мэтры! У меня много любимых фильмов, сложно выделить что-то одно (смеется).


Инна Михайловна Дударева, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта:


Книги. С самого детства мне нравился роман «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Скарлетт — очень сильная героиня. Мне вообще нравится читать о любви. О такой, которая все побеждает и выживает. Из романов мне также по душе «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма и «Королек — птичка певчая» Решада Нури Гюнтекина. Также нравятся книги Пауло Коэльо. Читая их, можно порассуждать о душе. Вся серия книг этого писателя — некая философия.


Сейчас перечитываю русскую классику. Мне кажется, что, будучи школьниками, мы не могли полноценно понять мысли авторов. Читая их произведения сегодня, воспринимаешь все по-другому. Того же Чехова, Достоевского. Очень нравятся стихи Симонова.


Фильмы. Военная тематика проходит через все мои любимые фильмы. К примеру, «Сталинград», «Брестская крепость», «Дорогой мой человек», «Т-34». Одна кинокартина запала мне сильно в душу — «Я тебя никогда не забуду». Она повествует о невероятной любви. Почему военная тема? Не знаю. Тогда люди другими были...


Нравятся и сериалы «Солдаты», «Кадетство». В последнем же 150 серий! С этими 15-летними мальчишками переживаешь все моменты их взросления, становления характера, чувствуешь юношеские душевные порывы, по-своему учишься чему-то.


Девчонкам советую посмотреть любимых «Девчат». Старый фильм, обожаю героинь. Мелодрамы тоже нравятся. Правда, сейчас глянешь их и забудешь тут же. Раньше качественнее снимали. А вот фантастику совсем не люблю, «Аватар» еще ничего.


Поскольку я росла на сказках, то ни один Новый год не проходит без фильма «Три орешка для Золушки». Казалось бы, какой мой возраст! Но там же чистая, красивая любовь, которую находят добрые персонажи. Я как ребенок! В детстве каждое воскресенье ждала передачу «В гостях у сказки». Наверное, до сих пор хожу в каких-то розовых очках и верю, что, что бы ни случилось, все будет хорошо.


Анастасия Гулидова,

педагог дополнительного образования ОСТиКДД:


Книги. Обязательно Акунин («Ф.М.», «Азазель» и «Квест»). Это историко-приключенческое направление, где на фантазиях автора строится возможный вариант развития истории. Еще советую книгу «Никто» Альберта Лиханова. Автор-психолог повествует о мальчике из детского дома. Мне кажется, что это произведение подойдет именно для первокурсников. Хотя я его прочла в 14 лет.


Далее Эрих Мария Ремарк с его «Триумфальной аркой» для тех, кто любит читать о любви. Эту книгу я вполне могу назвать настольной. Автор пишет так, что у меня появляется ощущение чего-то родного, что ли. Будто пишет кто-то мне знакомый.


В книге Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» повествуется о двух мальчиках-беспризорниках, которые в тяжкие годы войны пытались выжить. Это та сторона войны, которую не все затрагивают.


А «Десять негритят» Агаты Кристи — это просто невероятная вещь! Как она смогла в 80 страниц вместить такое действо? Для тех, у кого нет проблем с юмором, советую прочесть книгу Славы Сэ «Сантехник, его кот, жена и другие подробности».


«Дзікае паляванне караля Стаха» Владимира Короткевича — классика белорусского детектива. Исторические данные перекликаются с чем-то мифическим. Когда ты вовлечен в произведение, языковой границы просто не существует. Еще один роман-детектив — «Ребекка» английской писательницы Дафны Дюморье.


Фильмы. Мои любимые фильмы — «Горько!» и «Горько! 2». Мне очень нравится режиссерская работа Жоры Крыжовникова, актеры, чувство юмора. По-моему, очень жизненно. Со мной всегда такие истории происходят (смеется). Еще мне по душе работа того же режиссера «Звоните ДиКаприо!». Это небольшой сериал о действительно важной теме в нашем современном обществе. Мало кто говорит сейчас о ВИЧ. А ведь все знают слоган: «Касается даже тех, кого не касается». Сериал очень жизненный, без юмора.


Очень нравится фильм «Брат». С того момента, как я посмотрела его, для меня начался современный российский кинематограф. Не могу не отметить кинокартину «Приходи на меня посмотреть» с Олегом Янковским. Он не входит в топ списков «обязательно к просмотру» в новогоднее время. Но, тем не менее, фильм о праздничном чуде, он добрый и светлый.

И всем советую посмотреть передачу «Попроси у неба» на телеканале «Пятница». Это несколько документальных фильмов о детях, больных раком, которые являются подопечными благотворительных фондов. Создатели этого проекта делают все, чтобы исполнить самые заветные мечты ребят. Передача изменила мое мировоззрение.


Мужской взгляд


Анатоль Мікалаевіч Дулаў, загадчык кафедры гісторыі Беларусі, кандыдат гістарычных навук, дацэнт:


Кнігі. З дзяцінства вельмі люблю чытаць. Відавочна, захапленне гістарычнымі мастацкімі творамі і паўплывала на выбар прафесіі. У прыватнасці, вельмі падабаліся творы Васіля Яна: «Огни на курганах», «Юность полководца», а асабліва — трылогія «Нашествие монголов» («Чингисхан», «Батый», «К «последнему морю»).


Канечне ж, люблю беларускую класіку. Тут найперш назаву Уладзіміра Караткевіча, пісьменніка-гісторыка. Падабаюцца як празаічныя, так і драматычныя творы, вершы Уладзіміра Сямёнавіча. Сярод найбольш любімых твораў Караткевіча — «Ладдзя роспачы». Вельмі глыбокая і мудрая аповесць, якая ўтрымлівае шмат сэнсавых пластоў. Для мяне гэта найперш твор пра тое, што чалавек ніколі не павінен здавацца, і пра тое, што ёсць рэчы, мацнейшыя за смерць.


Падчас навучання ва ўніверсітэце мае выкладчыкі Віктар Уладзіміравіч Таранеўскі і Зоя Андрыянаўна Андрыянава прывілі мне павагу да сярэднявечнай усходнеславянскай кніжнасці. Тагачасныя творы (летапісы, жыціі, хаджэнні і інш.) зусім не простыя для ўспрыняцця. Яны патрабуюць няспешнага і ўважлівага чытання, нават вывучэння. Тым цікавей зноў і зноў перачытваць такія творы і імкнуцца знайсці ключы да разумення закладзеных у іх сэнсаў.

Студэнтам-гісторыкам, дарэчы, я заўсёды раю прачытаць Евангелле. І не толькі таму, што без ведання Свяшчэннага Пісання, найперш евангельскіх тэкстаў, немагчыма адэкватна зразумець сярэднявечныя крыніцы. Усё ж такі хрысціянства з’яўляецца падмуркам нашай культуры. Лічу, што кожнаму адукаванаму чалавеку варта пазнаёміцца з асновамі хрысціянскай духоўнасці.


Фільмы. Наконт кіно нават і не ведаю, што параіць. Зараз і на мастацкую літаратуру часу не застаецца, не тое што на фільмы. Таму шчыра запрашаю студэнтаў і выкладчыкаў нашага ўніверсітэта на заняткі бясплатных курсаў па гісторыі Віцебска, якія ладзіць кафедра гісторыі Беларусі разам з суарганізатарамі ў абласной бібліятэцы кожны другі і чацвёрты чацвер месяца, пачатак а 18-й гадзіне. А кожны першы і трэці чацвер можна глядзець тэлеверсію курсаў у перадачы «Вячэрні Віцебск» тэлеканала «Віцебск» а 19 гадзіне (падрабязней: vk.com/histvitebsk).


Алексей Игоревич Коледа, преподаватель кафедры германской филологии:


Книги. Меня привлекает разнокалиберная фантастика, а чтение такого типа литературы для некоторых является достаточно трудным и утомительным.

Если все-таки решились что-то прочесть, то советую таких именитых авторов, как Станислав Лем, Артур Кларк, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн. Когда читаешь их произведения (честно признаюсь, я прочел малую часть), порой забываешь, что читаешь фантастику и не находишься в реальности. Чего только стоят три закона робототехники, которые сформулировал Азимов!


Иногда берешь в руки книгу, которая ничего феноменального не предвещает, а открываешь захватывающее и сложное, с моральной точки зрения, повествование. Так у меня было с Джоном Ширли («Восторг») или Стивеном Бакстером («Свет иных дней»). В последней рассматривается проблема частной жизни и дается несколько оригинальных предсказаний.

Нельзя не сказать о Джордже Оруэлле и его романе «1984». Я твердо уверен, что он должен быть прочитан каждым, так как открывает глаза на некоторые трудные моменты устройства общества будущего, где за каждым человеком может вестись слежка, технические возможности которой уже существуют.


Что касается более легкого и развлекательного чтива, в первую очередь хочу посоветовать автора Анджея Сапковского и его цикл произведений о ведьмаке Геральте, который многим известен по играм. Но тут нужно отметить, что «легкое и развлекательное» не значит «плохое».

Произведения русскоязычных авторов я читал мало. Из последнего — почти автобиографические книги Аркадия Бабченко о войне в Афганистане.


Фильмы. Я был бы не я, если бы не поставил на первое место «Интерстеллар» Джонатана Нолана. Не могу объяснить, чем он меня так зацепил! Может, потому что космос. А может, потому что какие-то новые философские идеи.



Я считаю, что сериалы ничем не хуже фильмов. Есть, конечно же, некачественные сериалы-пустышки, фильмы-пустышки, книги-пустышки, а есть самородки в каждой из этих групп. Например:

  1. «Электрические сны Филипа К. Дика» — сериал-антология. Каждая серия — это экранизация одной из новелл писателя. На 45 минут зритель остается один на один с тяжелой философской или моральной проблемой. Сериал несколько отличается от новелл, но зачастую это лишь в плюс.

  2. «Настоящий детектив» (1-й сезон) — два очень сильных актера и запутанная мистическая история.

  3. «Черное зеркало». Сам все никак не доберусь до него. Тематика чем-то схожа с «1984» и «Электрическими снами…». Но рекомендую!


Согласитесь, было бы здорово прочесть и просмотреть все это?! Конечно, учеба, домашние задания и прогулки с друзьями занимают много времени, но это не повод не пополнить свой список желаний ;)


У нас впереди так много удивительного! Расширяйте свою книжную и кинематографическую библиотеку вместе с VSUonline!


Автор Яна Богатырёва


bottom of page