top of page

Учиться и работать — реально?


Довольно часто в университете можно встретить студентов, которые совмещают учебу и работу. Некоторые делают это из-за необходимости, например, когда нужно оплачивать свое обучение. А кто-то хочет, что называется, облегчить участь родителей. Хотя, конечно, бывают и другие причины. Независимо от того, что подталкивает парней и девушек параллельно учиться и работать, ясно одно: это действительно сложно. Мы поговорили с работающими студентами ВГУ и выяснили, справляются ли они с такими трудностями?


Павел Кулешов, студент 3-го курса ФлФ:

— Последние два года я не только учусь в ВГУ, но и тружусь официантом в арт-пабе. Совмещать учебу и работу решил, поскольку хочу сам, без помощи родителей, оплачивать свое образование (я обучаюсь на платной основе). Конечно, иногда это бывает достаточно сложно. Мозоли на ногах и трехчасовой сон не подарок. Но когда есть цель, это все отходит на второй план.


Вообще обычно мой день начинается со звонка будильника, причем их несколько, ведь один не всегда может оказаться эффективным. Я встаю, завтракаю, иду в университет на занятия, а по их окончании возвращаюсь домой. Затем обедаю, после чего 15 минут уделяю тренировкам. Оставшееся время посвящаю подготовке к учебе. Работать я начинаю с 17:00 и заканчиваю в 04:00.


Конечно, из-за такого рабочего графика моя успеваемость снизилась. Но преподаватели в целом относятся с пониманием и уважают мой выбор. Однако для учебы есть и плюс в том, что я работаю официантом в месте, где посетителей обслуживают на белорусском языке. Я, как студент специальности «белорусская филология (литературно-редакционная деятельность)», практикуюсь в общении с людьми, слежу за чистотой своей речи.

Думаю, что в такой профессии я временно. В будущем, возможно, буду развиваться в этом направлении и дальше.


Дмитрий Ионушас, студент 4-го курса ФМиИТ:

— На факультете математики и информационных технологий довольно большое количество студентов устраивается на работу по специальности уже на 3-м курсе. Так получилось и у меня: уже чуть меньше года я инженер-программист в одной компании. Учиться и работать одновременно не просто, ведь остается мало времени, чтобы готовиться к занятиям. Нередко учебе я посвящаю и выходные. Кроме того, приходится самостоятельно изучать многие темы по разным дисциплинам. Но если не расслабляться и стараться делать все вовремя, то проблем не будет. Лично у меня успеваемость не снизилась.


Мне нравится, что я учусь по индивидуальному графику, благодаря этому часто с утра хожу на работу. Иногда утром иду в университет на занятия, сдаю лабораторные работы.

Несмотря на такие трудности, рад, что работаю в компании. Ведь это место моего распределения, и я делаю то, чем хочу заниматься в будущем.


Анита Петрашко, студентка 3-го курса ФлФ:

— Уже больше полугода я инструктор производственного обучения массовых профессий. Моя работа заключается в том, чтобы обучать сотрудников на любые позиции. График у меня свободный: я сама выбираю время, когда работать, а когда отдыхать. Это очень удобно, поэтому с учебой проблем особых нет. Мне хватает времени, чтобы подготовиться к занятиям. К тому же работа позволяет хоть как-то помогать родителям. Особенно, если учесть то, что я учусь платно. В будущем, конечно, хочу найти работу получше.


Можно сказать, студентам нашего университета работа не доставляет особых хлопот. Но, если разобраться, стоит ли вообще совмещать ее с учебой? Рассмотрим все «за» и «против».


«За»

Собственный доход. Как говорят, деньги лишними не бывают. Особенно у тех, кому приходится получать образование платно, ведь это немалые деньги! А работа позволяет компенсировать часть затрат. Да и в целом, получая свою зарплату, студенты помогают родителям, становятся более самостоятельными.


Бесценный опыт. В первую очередь это касается студентов, которые смогли найти работу по специальности. Еще до окончания университета они могут прочувствовать все тонкости будущей профессии. Кроме того, в трудовой книжке появится запись, а значит, раньше начнет начисляться стаж.


«Против»

Проблемы с учебой. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» — гласит народная пословица. И для многих студентов она становится правдивой. Нередко у работающих ребят снижается успеваемость. И это не самое страшное. Иногда же доходит до того, что некоторым приходится выбирать что-то одно: работать или учиться.


Минимум отдыха. Из-за напряженного графика студенты, которые работают, крутятся как белка в колесе. Конечно, они сталкиваются с нехваткой свободного времени. Из-за этого не успевают отдохнуть и набраться сил. В итоге недосыпают и чувствуют усталость, что может привести к различным проблемам со здоровьем. Помимо этого, чтобы успевать и учиться и работать, такие ребята вынуждены отказываться от многих развлечений: им некогда сходить в кафе или в кино, погулять с друзьями…


Как видно, в параллельном совмещении учебы и работы есть свои положительные и отрицательные стороны. И, конечно, это индивидуальный выбор каждого. Может, у кого-то, как, например, у Гая Юлия Цезаря, получается делать несколько дел одновременно. Не зря же говорят, что нет предела совершенству.



Авторы: Инна Ширкевич,

Павел Кулешов, студент филологического факультета


bottom of page