top of page

10 вопросов молодому педагогу

Пятница. Середина дня. Прозвучал звонок с «пары» – и коридоры учебного корпуса мгновенно наполнились звонкими голосами десятков студентов, спешащих, кто поскорее в буфет за новой порцией мягких булочек, кто – домой и в общежития, чтобы оставить там все конспекты и, наконец, радостно поприветствовать пятничный вечер и предстоящие осенние выходные.


А в это время редакция VSUonline спешила в одну из аудиторий, чтобы успеть задать 10 простых, но очень важных вопросов одному из молодых и талантливых педагогов Витебского государственного университета – Шавлюге Антону Леонидовичу – преподавателю кафедры коррекционной работы педагогического факультета ВГУ.


Можно сказать, что Антон Леонидович, делает только свои первые шаги в таком нелёгком, крайне ответственном, но от этого не менее увлекательном и удивительном пути становления опытным и профессиональным преподавателем, педагогом с большой буквы. Однако уже сейчас он может ответить на вопросы о своей профессии, её значимости и дать советы таким же, как он, молодым преподавателям и студентам.


Антон, почему ты решил поступить на Педфак и стать педагогом?


– Не могу сказать, что профессия педагога была моей мечтой. Все вокруг пытались навязать мне мою будущую профессию в качестве музыканта, однако уже тогда я задавал себе вопрос: «С чем мне связать свою жизнь?». Так случилось, что я родился в большой семье. Мои родные сёстры и брат давно получили образование: медик, инженер, музыкант...


Понятно, что тут чего-то не хватало: план же должен быть выполнен? Думаю, профессия педагога отлично дополнила коллекцию профессий в моей семье. Так и начался мой путь к получению педагогической специальности. Но просто работы в школе для меня было мало: я решил помогать детям с особенностями психофизического развития. Это и привело меня в ВГУ на педагогический факультет.


Почему выбрал работу в университете, а не в школе?


– Я думаю, тут просто сыграло моё везение. Я не скажу, что в университете я стремился быть лучшим: меня привлекала учеба, но ещё больше – творческая жизнь факультета и университета. По окончанию вуза я чётко понимал, что меня ждёт маленькая деревня с небольшой школой, где у меня будет свой «кабинетик», куда на занятия будут приходить пару детишек. С этим было непросто смириться. Однако я поставил перед собой задачу – «Ты должен сам строить свою жизнь!». Так я продолжил свое обучение в магистратуре нашего же вуза, что мне дало возможность «расти» в своей специальности. Честно, я не знаю, чем отличился на своём факультете (может, только потому, что я один из немногих парней, так ещё и дефектолог), но заведующая кафедры коррекционной работы, после моего успешного окончания магистратуры, предложила мне работать преподавателем на своей родной кафедре. Первый этап – преподаватель-стажер. Теперь же я полноценный преподаватель.


Что важно для молодого педагога в его работе?


– На мой взгляд, самое важное, что помогает молодому специалисту, – это поддержка коллег и родных. Придя на первое место работы, легко растеряться, но мне очень повезло: встретили тепло и, трудностей не было. Тем более все преподаватели когда-то учили меня.


Уже в первый год своей работы я стал куратором студенческой группы, поэтому скучать мне не приходилось. Адаптация прошла быстрее, чем я ожидал, и, конечно, отдельно хотелось бы сказать про заполнения документов – вот тут попасть впросак проще простого. А чего я хотел? Я же преподаватель!


Как заставить студента учиться?


– Как заставить студентов учиться? А вот и правда, как? Я думаю, с ними нужно дружить, они не должны бояться преподавателя, а должны хотеть получить его знания. Тут стоит вопрос мотивации. Чего хочет сам студент? Заставить невозможно, возможно помочь направить на то, что им нужно, ведь выбор профессии – это важное и сознательное решение.


Что тебе нравится и не нравится в профессии?

– Нравится взаимодействие со студентами, совместное творчество, то, что я делаю важное, – передаю и формирую знания. Да и, честно говоря, нравится сама профессия. Я рад, что в своё время выбрал именно её. С прошлого года я стал инициатором формирования группы волонтёров на факультете, людей с открытыми сердцами, желающих помогать детям с особенностями в развитии. Так мы вместе посещаем учреждения, где обучаются дети с различными нарушениями развития, и просто дарим им праздник. Вот, что мне нравится в моей работе. Сказать, что что-то не нравится, сложно... Подумаю об этом через N-лет, хотя, надеюсь, такого не произойдёт.



Есть ли что-то, чему научился у своих студентов?


– Тут ответ очевиден: «Обучая, мы учимся сами!». Всё не стоит на месте, и то, чему учили меня лет пять назад, уже может быть не актуальным. Иногда студенты знакомят меня с новыми методами работы, современными техниками обучения. Хотя я и сам, учитывая свой молодой возраст, стараюсь идти в ногу со временем.


Самый смешной случай за время преподавания.


– Смешное происходит тогда, когда студенты просят отпустить с пар или же не задавать «домашку». Я уже могу написать сборник анекдотов педагогического факультета. Но, думаю, что-то самое забавное и смешное еще ждёт меня впереди.


Нужны ли какие-то особые качества молодому человеку, решившему стать педагогом?


– Это риторический вопрос. Педагог без умения общаться, терпения, выдержки, интереса к профессии и желания научить просто не сможет работать. Мне кажется, что педагог – это призвание. Нужно каждый день работать над собой, быть открытым новому опыту, уметь слушать и слышать советы опытных коллег, принимать критику. Как показывает практика, не всегда легко найти хорошего учителя, но я надеюсь, что после моих занятий студенты будут теми, к кому будут спешить на урок.


Есть ли у тебя со студентами какие-то особые «фишки», которые понимаете только вы?


– Думаю, «фишкой» можно назвать то, что студенты иногда понимают меня с полуслова. Не знаю, в чём именно дело. Может, в том, что я с ними общаюсь не только, как педагог, но и как старший товарищ. Может, дело в том, что у нас не такая уж и большая разница в возрасте, поэтому мы во многих моментах мыслим одинаково. Но пока подобных «фишек» совсем немного. Возможно, это отчасти из-за того, что я ещё не так уж и долго работаю преподавателем. Но это значит, что нам со студентами есть, к чему стремиться.


И напоследок, совет тем, кто тоже хочет выбрать преподавание своей профессией.

– Самое главное – не бояться этой профессии (особенно парням, ведь есть много выдающихся педагогов-мужчин). Не думать о том, что учителям мало платят. Платят всем, кто хорошо выполняет свои обязанности. Быть готовым к открытиям и погружению в море творческой деятельности. И, наконец, любить то, что делаешь. Ведь то, что мы закладываем в детей, влияет на будущее нашей страны, мира и всего человечества.



Автор Наталья Тарарышкина


bottom of page