Казалось бы, что общего у хрупкой и нежной женщины и жестокой и беспощадной войны? А ведь в истории немало примеров, когда представительницы прекрасного пола наравне с мужчинами сражались на фронте и в партизанских отрядах, совершали подвиги, защищали с оружием в руках свои семьи.
О судьбах женщин в годы Великой Отечественной войны мы поговорили с Ириной Владимировной Николаевой, заведующим кафедрой всеобщей истории и мировой культуры, кандидатом исторических наук, доцентом.
– Ирина Владимировна, расскажите, сколько женщин участвовало в подпольной деятельности в Витебске и в целом в Беларуси?
– Женщины сыграли значительную роль в организации патриотической деятельности на Витебщине уже летом и осенью 1941 года. В чрезвычайно сложных обстоятельствах на оккупированной территории появились первые подпольные группы под руководством К.С. Околович, Е.С. Спиридоновой, В.Д. Шелухо, В.С. Кулагиной.
Из 20 подпольных групп, которые были созданы в городе до конца 1941 года, половина была сформирована женщинами. В дальнейшем более 42 % от всех подпольщиков, которые осуществляли свою деятельность в составе 66 подпольных групп и организаций Витебска, приходилось на представительниц слабого пола. Значительное представительство женщин в среде подпольщиков было обусловлено условиями оккупационного режима, установленного германскими властями в городах, при которых подпольщицы вызвали гораздо меньше подозрений, чем мужчины.
Согласно данным источников и воспоминаниям очевидцев событий можно говорить об участии в подпольном движении на территории оккупированной Беларуси около 25 тыс. женщин.
– На территории нашей страны действовали не только подпольные группы, но и партизанские отряды. Расскажите об этом подробнее.
– Среди личного состава отрядов и бригад, которые представили списочную отчетность на день соединения с частями Красной Армии, женщины составляли около 8%. С учетом погибших, а также агентурных разведчиков и связных, статистические данные Белорусского штаба партизанского движения свидетельствуют об участии в партизанской борьбе 45 242 женщин или 16% от всех партизан. При этом самым большим было представительство женщин в партизанских формированиях, которые действовали на территории Витебской области: в целом партизанки составляли около 10%, а в отдельных бригадах, как, например, в Богушевской, на них приходилось почти 17% всего личного состава.
Есть распространенное мнение о том, что участие женщин в партизанском движении заключалось главным образом в хозяйственно-бытовом обслуживании партизанских лагерей. Но изучение женского личного состава партизанских формирований позволяет утверждать о занятости на хозяйственных должностях в отрядах и бригадах менее 10% общего количества партизанок, тогда как основная часть женщин была задействована в строевой службе. После соответствующего обучения и военной подготовки, которые были организованы, как правило, непосредственно в партизанских формированиях, женщины не только участвовали в боевых операциях, но из их числа создавались отдельные боевые подразделения. Так, на Витебщине была организована женская подрывная комсомольская группа в отряде А.М. Захарова Сенненской бригады, стрелковые взводы и диверсионные группы, полностью состоявшие из девушек, действовали в двух отрядах Богушевской бригады, взвод женщин-снайперов, минометчиц сражался в бригаде «Алексея».
– Известно, что на оккупированных территориях мирное население обязано было работать на благо Германии. Как это происходило в Беларуси?
– Распоряжением рейхсминистра оккупированных восточных земель Альфреда Розенберга от 5 августа 1941 года на территории Беларуси вводилась обязательная трудовая повинность для местного населения в возрасте от 18 до 45 лет, в том числе и для женщин. Однако к 1942 году, когда перспектива скорого окончания войны стала невозможной, руководство Германии вынуждено было обратиться к более широкому использованию трудовых резервов восточных оккупированных территорий. А занятость женщин в связи с заметной нехваткой мужской рабочей силы приобрела исключительное значение. Архивные документы свидетельствуют о привлечении к различного рода работам женского населения от 14 до 65 лет. При этом немецкие спецслужбы руководствовались убеждением, высказанным ближайшим помощником рейхсминистра по занятым восточных областях майором Мюллером: «Женщин этой страны можно рассматривать как полноценную рабочую силу, так как они не только привыкли к трудным мужским работам, но и значительно усерднее мужчин».
– В годы Великой Отечественной войны немало мирного населения нашей страны, особенно женщин, было вывезено в Германию. Известно ли, какой процент остарбайтеров составляли белоруски?
– Первоначально вербовка населения в Германию осуществлялась на добровольной основе, однако уже с лета 1942 года начинается принудительная мобилизация местной рабочей силы. Отправленные в Германию восточные работницы использовались на строительстве оборонительных сооружений, в сельском хозяйстве и в военной промышленности, а с осени 1942 года женщины в возрасте от 15 до 35 лет, внешний вид которых «расово» соответствовал внешнему виду немок, допускались к работе в домашнем хозяйстве в качестве обслуживающего персонала.
Несмотря на масштабные мероприятия оккупантов по вербовке женского населения в рейх, большей части женщин и девушек республики удалось избежать депортации. Тем не менее, в общем числе остарбайтеров процент женщин был достаточно высоким. По данным СНК БССР на 30 ноября 1945 года из Беларуси в Германию было отправлено почти 238 тысяч женщин, что составляет около 60% от всех белорусских остарбайтеров.
– Многим известно о подвигах белорусских женщин во время войны. А сколько из них удостоено звания Герой Советского Союза?
– За героизм и мужество, проявленные во время борьбы в тылу врага, почти 14 тысяч участниц партизанского движения и подполья были награждены правительственными наградами, 9 удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них – участницы Обольского комсомольско-молодежного подполья Е.С. Зенькова и З.М. Портнова (на фото), организатор и руководитель Витебского подполья В.З. Хоружая, а также участницы партизанского движения на Витебщине – заместитель комиссара отряда по комсомольской работе А.И. Масловская, связная и разведчица Т.С. Мариненко.
Однако нужно не забывать и о белорусских женщинах, переживших оккупацию и тяжелые послеоккупационные условия разрухи, угнанных на каторжные работы в Германию, воспитывавших оставшихся без отцов детей. Стойкость и решимость всех белорусок – активных участниц сопротивления и просто героически преодолевавших повседневные трудности военных лет – стали их личным вкладом в Победу.
– Спасибо за содержательную беседу.
Елизавета Семченок, студентка филологического факультета
Фотографии носят иллюстративный характер